Тaк, СШA нaстaивaют нa тoм, чтoбы внeдрить пo oбoим бeрeгaм Aтлaнтики aмeрикaнскиe мexaнизмы oцeнки рeгулирующeгo вoздeйствия (Regulatory Impact Analysis, RIA), кoтoрыe зaмeтнo увeличивaют рaсxoды нa принятиe нoвыx зaкoнoв, стaндaртoв и тexрeглaмeнтoв. Нaкoнeц, у TTIP eсть eщe двa вaжныx пoлитичeскиx критикa — этo кaндидaты в прeзидeнты СШA oт двуx вeдущиx пaртий, Xиллaри Клинтoн и Дoнaльд Трaмп. Мeгaсoглaшeниe нoвoгo пoкoлeния, кoтoрoe oбъeдинилo бы двa крупнeйшиx в мирe рынкa, укрeпилo бы aмeрикaнскoe лидeрствo в нaписaнии прaвил игры для мирoвoй тoргoвли. В мae 2016 гoдa к этoму xoру гoлoсoв присoeдинилoсь и прaвитeльствo Грeции, заявившее, что наложит вето на соглашение о TTIP, если под защиту не попадет сыр «Фета». Однако в случае с TTIP этим летом появились еще и политические факторы, сильно снижающие вероятность подписания сделки. Если это удастся сделать, то США окажутся в центре новой геоэкономической конструкции, а остальные государства будут вынуждены искать возможность вступить в возглавляемые Америкой блоки. После того как 2 мая 2016 года нидерландское отделение Greenpeace опубликовало более двухсот страниц предварительной версии соглашения (14 из 30 глав), число выступлений против TTIP резко увеличилось. Правда, европейцы возражают, что канадцы сделали ряд встречных уступок, на которые, судя по всему, не готовы сейчас американцы. Единственный прорыв во время июльского раунда случился в области финансов, когда ЕС предложил включить этот сектор в повестку переговоров. Кроме того, США продвигают особый порядок урегулирования споров между иностранным инвестором и государством (Investor-State Dispute Settlement, ISDS), который предусматривает прямое участие иностранного инвестора в споре в международном арбитраже без посредничества своего государства. Похожие дискуссии идут и вокруг телекоммуникаций. Команда Майкла Фромана указывает, что в Соглашении о торговле с Канадой (СЕТА) ЕС пошел куда дальше, чем готов идти с американцами в рамках TTIP. По итогам 13-го раунда переговоров число защищенных географических указаний в ЕС сократилось до 150, хотя изначально Еврокомиссия планировала, что под защиту попадут 200 наименований. Вместе с TPP соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTIP) должно было стать одним из главных внешнеполитических достижений Барака Обамы на президентском посту. Наконец, позиции американских и европейских переговорщиков расходятся по вопросу экспортных субсидий для сельхозпроизводителей. Некоторые утечки позволяют сделать вывод, что ряд положений главы по энергетике противоречит политике ЕС по борьбе с изменением климата и устраняет стимулы для развития возобновляемых источников электроэнергии. С учетом этих обстоятельств, вряд ли в ближайшие годы TTIP станет реальностью. США стремятся устранить «принцип предосторожности», используемый в качестве основы регулирования в ЕС, когда на производителе лежит бремя доказательства отсутствия вреда продукции для здоровья, а детальный анализ продуктов проводится до разрешения ввозить его в Европу. Кроме того, европейцы стремятся получить расширенный доступ к закупкам в ряде штатов США, не включенных в приложение к Соглашению о государственных закупках ВТО, а также закупкам крупных американских городов. ЕС же настаивает на правах правительств ограничивать возможность инвесторов оспаривать любые вводимые государством меры в рамках процесса ISDS – тот же принцип прописан и в Соглашении о свободной торговле между ЕС и Канадой. А если при ратификации в Конгрессе провалится еще и TPP, то самая амбициозная часть внешнеполитической повестки Барака Обамы обернется неудачей. Важный удар по проекту нанес референдум по вопросу о выходе Великобритании из ЕС. Тем не менее, как показал 14-й раунд переговоров, прошедший в Брюсселе в середине июля, сейчас судьба мегасделки еще более туманна, чем в начале года. Наиболее жестко из политиков высказался президент Франции Франсуа Олланд, заявивший, что его страна «никогда не поставит под сомнение свои основные принципы в области сельского хозяйства, культуры и взаимности доступа к рынку государственных закупок». США выступают резко против и считают, что «сторона не должна вводить или поддерживать любую экспортную субсидию на любой сельскохозяйственный товар, предназначенный для поставки на территорию другой стороны». Хотя Трамп известен тем, что часто меняет свое мнение, критика TPP и TTIP — один из устойчивых элементов его кампании. Крупный бизнес против TTIP

Сельское хозяйство — самая крупная, но далеко не единственная проблема между США и ЕС на переговорах по TTIP. Бюрократы против TTIP

В американских предложениях к соглашению есть ряд позиций, которые напрямую задевают интересы Еврокомиссии и национальных бюрократий стран ЕС. В ЕС доступ иностранных компаний ограничен к 250 видам услуг, включая такие сферы, как связь, образование, транспорт и финансы. Почему договориться с близким Евросоюзом для США куда сложнее, чем с одиннадцатью азиатскими странами? После того как в октябре 2015 года было подписано соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (TPP), казалось, что аналогичное соглашение между США и ЕС не за горами. До Brexit Дэвид Кэмерон выступал в поддержку TTIP, однако многие члены нового кабинета Терезы Мэй против проекта. Еще одна проблема — либерализация взаимного доступа к рынку услуг. Кроме того, переговоры о TTIP не могут эффективно продвигаться до тех пор, пока не станут известны условия выхода Великобритании из Евросоюза, а это может занять несколько лет. Наиболее активные противники TTIP — это европейские фермеры и представители национальных аграрных лобби. Судя по материалам Greenpeace и утечкам в СМИ, следующий по остроте вопрос — это доступ к госзакупкам. В зависимости от того, сохранит ли страна доступ к единому рынку ЕС и на каких условиях, будет понятно, имеет ли право Лондон и дальше участвовать в переговорах по TTIP. Именно поэтому в 2013 году, когда начались переговоры о Трансатлантическом партнерстве, Обама поручил этот вопрос одному из самых влиятельных и опытных участников своей команды — Майклу Фроману, назначенному на пост торгового представителя США. Завершить переговоры по TTIP (а также ратифицировать застрявший в Конгрессе TPP) до конца президентского срока Обамы — один из важнейших приоритетов администрации. В США используется «принцип научного обоснования», когда товары могут ввозиться на территорию страны, если не доказан факт возможного вреда для здоровья человека. Клинтон активно борется за голоса Берни Сандерса, сторонники которого выступают против ничем не ограниченной свободной торговли. Трамп сделал похожее заявление во время выступления в Детройте, назвав TPP «катастрофой». Аграрии против TTIP

С самого начала переговоров проект вызывал сильное недовольство в Европе из-за секретности переговоров, к которым со стороны ЕС были допущены чиновники национальных правительств, евробюрократы и представители крупнейших корпораций. Активистов также возмущает низкая прозрачность переговоров и планы облегчить доступ к госзакупкам в ЕС для американских компаний. На встрече с избирателями в Мичигане она заявила, что не поддержит соглашение, которое будет сокращать рабочие места в США. Brexit против TTIP

Описанные противоречия вполне типичны для любых сложных торговых переговоров — из таких дискуссий состояла и история успешно подписанного, но еще не ратифицированного Транстихоокеанского партнерства. ЕС настаивает на том, чтобы установить максимальный срок погашения для экспортного кредитного финансирования 180 дней. Противоречия вызывает и сфера энергетики. Камень преткновения для них — защита географических указаний для сельскохозяйственной продукции. Речь шла о Tранстихоокеанском партнерстве, однако высказывание Клинтон смело можно распространить и на Tрансатлантическое, написанное на основе тех же принципов. Общественная кампания Stop TTIP, объединяющая более пятисот европейских организаций, полагает, что в случае заключения соглашения в Европе снизятся стандарты в области продовольственной безопасности и защиты окружающей среды, вырастет безработица, снизятся зарплаты, а сфера социальных услуг будет приватизирована крупным бизнесом. В американском варианте RIA сопровождается сложным математическим моделированием, которое должно представить анализ возможных издержек и выгод от введения новых норм в максимально объективном виде. Особенно этот вопрос чувствителен для производителей во Франции и Италии, опасающихся, что рынки ЕС заполнит более дешевая продукция американских конкурентов. США пытаются убедить ЕС значительно сократить этот список, обещая в ответ убрать барьеры на своем рынке и оставить всего девять сфер услуг с ограничениями для европейских компаний (прежде всего финансы и здравоохранение). Американцы не согласны допускать европейские компании на рынок железных дорог и городского транзитного движения, к контрактам в сфере авиационной безопасности, а также к закупкам Федерального управления гражданской авиации. В США иностранцы могут владеть не более 20% акций телекоммуникационных компаний, но ЕС хочет повысить этот порог до 51%, чтобы европейские компании могли открывать полностью принадлежащие им филиалы в США. Одна из давних задумок Еврокомиссии — наладить поставки сжиженного природного газа (СПГ) из США и тем самым снизить зависимость Европы от «Газпрома» — разбивается о юридические барьеры, ограничивающие экспорт американского СПГ с Восточного побережья. Также ЕС хочет получить недискриминационный доступ к инфраструктуре США для транспортировки нефти и газа, в обмен предоставив американским компаниям те же возможности в Европе. Европейских аграриев также беспокоят положения будущего TTIP, касающиеся санитарных и фитосанитарных мер. ЕС рассчитывает решить эту проблему с помощью TTIP: в аналитической записке к главе по энергетике чиновники Еврокомиссии пишут, что ЕС и США «должны договориться о юридически обязывающих положениях по устранению всех существующих ограничений на экспорт природного газа в торговле между ними». Судя по текстам слитых глав TTIP, США также давят на ЕС, чтобы разрешить ввоз в Европу генно-модифицированной продукции и мяса, выращенного с применением гормонов и антибиотиков.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям